Планируя строительство гаража, необходимо еще на стадии проектирования данной постройки продумать размеры ворот и выбрать их конструкцию. Именно точный расчет габаритов проема создаст удобные условия не только въезда автомобиля, но и эксплуатации самих ворот. Производители воротных конструкций для гаража сегодня предлагают большое количество модификаций с учетом разнообразия размеров. Но говорить о стандартах в этом случае не приходится. Почему?
Стандартизация гаражных ворот
Стандартизация – это установленные нормы или характеристики, которые обеспечивают безопасность пользования изделиями. В этом случае гаражные ворота сложно загнать в определенные рамки, потому что они выбираются с учетом следующих факторов:
- Габаритные размеры самого автомобиля. Если гараж строится под определенную марку авто, то здесь проблем нет. Но кто гарантирует, что через несколько лет не будет куплена другая машина с другими габаритами. При этом всегда есть вероятность, что хозяин автотранспортного средства для удобства эксплуатации установит верхний багажник, поменяет зеркала на большие, проведет тюнинг, который изменит размеры.
- Условия заезда в гараж. Идеально – если въезд будет прямолинейным. В этом случае ворота выбираются по минимальным размерам. Если заезжать придется с узкой улочки с крутым поворотом, то лучше параметры въезда увеличить минимум на полметра.
- Сама конструкция ворот определяет ее размеры. К примеру, подъемно-поворотные модели при открытии снижают высоту въезда за счет полотна, которое располагается под потолком в горизонтальной плоскости. В этом плане распашные модели высоту не занижают. Среди представленных модификаций есть такие, которые при специфичной установке не будут снижать параметры проема. К примеру, установленные классическим способом подъемно-секционные конструкции занизят высоту, а смонтированные в горизонтальном открытии ворота высоту не изменят.

Максимальные и минимальные размеры ворот
Чтобы было понятно, о чем идет речь, необходимо ознакомиться с фото ниже, где показаны габаритные размеры грузового автомобиля «Газель». И на основе этой марки показать, как выбираются минимальные и максимальные размеры проема.

Распашные
Когда стоит задача определения высоты проема, то проще всего с распашными воротами. Они должны быть на 20 см выше высоты машины. В нашем случае это: 2171+200=2392 см, с округлением 2400 см или 2,4 м. Это минимальный параметр.
Что касается максимального размера, то все будет зависеть от габаритов груза. Это стандартная величина, равная 4 м. Меньше можно, выше нельзя. Соответственно, если автомобиль «Газель» будет ставиться в гараж в груженом виде, то высота ворот должна быть 4,2 м.
Теперь ширина:
- Если въезд производится прямолинейно, то есть, перпендикулярно стене, то зазор между торцами проема и автомобилем должен составлять 50 см. А это в общем 1 м. Значит, получается в нашем случае: 2513+1000=3513 мм или 3,513 м. Это минимальный показатель.
- Если въезд производится с угловым подъездом, то проем надо увеличить на 1,5 м. То есть, максимальный размер будет составлять: 2,513+1,5=4,013 м.

Точно такие же выкладки надо проводить с любой маркой автомобиля. Кстати, что касается легковых машин, то высота проема для них определяется не высотою авто, а ростом человека. Потому что, к примеру, высота автомобиля класса «С» не превышает 1,7 м. То есть, для машины ворота высотою 1,9 м будут достаточны, но для человека высокого роста это не самый комфортный вариант. Поэтому минимальная высота в этом случае – 2,1 м.
Внимание! Если на легковушку будет устанавливаться багажник, то ее высота увеличится на 40 см. Значит, придется учитывать этот показатель, выбирая гаражные ворота. Здесь расчет такой: 1,9+0,4=2,3 м.
Подъемно-поворотные
Эта модель представляет собой цельное полотно в виде щита, которое при открытии поднимается вверх, устанавливаясь горизонтально. При этом полотно будет отстоять от верхнего торца проема на 20-25 см ниже (в зависимости от производителя). Соответственно подсчитать высоту проема гаража надо точно так же, как и в предыдущем случае, только к полученному результату придется добавить обозначенный выше зазор.
В нашем случае с «Газелью» это будет: 2,4+0,2=2,6 м.

Подъемно-секционные
Чисто конструктивно такие ворота представляют собой несколько секций, которые соединены между собой петлями. Они поднимаются по направляющим, расположенным по вертикали и горизонтали. При этом полотно складывается под потолком, снижая высоту проема только на толщину панели (секции). А это не более 5 см. То есть, высота проема будет составлять для «Газели» 2,4+0,05=2,45 м.

Рулонные
Гаражные ворота этого типа можно устанавливать внутри помещения, снаружи или прямо в проеме (здесь имеется в виду барабан, на который наматываются секции конструкции). В двух первых случаях (накладной монтаж) они собой не изменяют параметров въезда, так как барабан устанавливается с таким расчетом, чтобы в наполненном виде он не заслонял собой верхнюю часть проема. В третьем случае (встроенный монтаж) высота сильно уменьшается за счет габаритов подъемного механизма.
Последний показатель производитель обязательно указывает в паспорте изделия. Именно его и надо прибавить к высоте проезда авто.

Складывающиеся
Этот тип гаражных ворот представляет собой несколько створок, установленных вертикально, которые при открытии складываются в книжку. По сути, высоту проема, как и распашные модификации, они не изменяют, потому что открываются в горизонтальном направлении. Что касается ширины, то здесь расчет ведется с учетом толщины каждой секции, их количества, а также способа открытия.
По последнему фактору ворота разделяются на две группы:
- которые открываются и всей конструкцией собираются вдоль лицевой стены гаража;
- которые собираются в книжку и остаются внутри проема, прижатые к вертикальному торцу перпендикулярно въезду.

Именно вторая группа требует точного расчета. Для этого надо измерить толщину каждой створки, к примеру, 5 см. Умножить этот показатель на количество створок, к примеру, по две с каждой стороны, то есть, в общем четыре. Получается 5х4=20 см. К полученному ранее параметру, а это 3,513 м, надо прибавить 0,2 м, получаем 3,713 м. Это и есть минимальная ширина проема для складных ворот, если «Газель» будет заезжать прямо. Если заезд будет производиться с поворотом, то ширина должна быть: 4,013+0,2=4,213 м.

Стандартные размеры производителей секционных ворот
Подъемно-секционные модели одни из самых популярных. На рынке они представлены несколькими марками, в каждой из которых свой типоразмер.
DoorHan
Компания DoorHan представлена на российском рынке тринадцатью моделями со стандартными размерами.
Номер модели | Ширина х высота, мм |
1 | 2500х2115 |
2 | 2500х2215 |
3 | 2500х2390 |
4 | 2750х2115 |
5 | 2750х2215 |
6 | 2750х2390 |
7 | 3000х2015 |
8 | 3000х2215 |
9 | 3000х2515 |
10 | 3000х2640 |
11 | 2350х2115 |
12 | 2350х2390 |
13 | 2500х2515 |
Hormann
Этот немецкий производитель известен высочайшим качеством предлагаемых конструкций и гарантированным сроком эксплуатации до 5 лет. При этом компания предлагает свой собственный привод, который работает не на цепи, а на ременной передаче.
На фото ниже в таблице типоразмер секционных гаражных ворот от компании Hormann:
Alutech
Белорусские ворота для гаражей Alutech (Алютех) – известный в России бренд. Производитель сегодня предлагает широкую модельную линейку, которая разделена на две группы:
- Для бытовых гаражей.
- Для промышленных.
В первой группе две подгруппы: одна под брендом Classic, вторая Standard. Вот стандартные размеры секционных модификаций первой категории (Классик):
И стандартные габариты воротных конструкций Alutech Standard:
Что касается промышленных моделей, то здесь типоразмер огромен, в которых максимальная ширина конструкций доходит до 7 м, а высота до 5,5 м.
Стандартные требования к автоматическим воротам
Необходимо отметить, что по многим позициям автоматические ворота для гаражей по габаритным размерам ничем не отличаются от ручных. Причина – малогабаритная компоновка приводов и сопутствующих элементов.
В этом плане удобными являются секционные ворота, привод которых располагается на потолке выше воротного полотна. То же самое можно сказать о рулонных конструкциях.
Внимание! Единственный момент – это модели встроенного типа. Они располагаются в проеме, занимая определенное место. Но о них уже был разговор выше, где дан расчет высоты проема с учетом подъемного механизма.
Подъемно-поворотные ворота в этом плане самые неудобные. Особенно надо отметить модели, привод которых располагается прямо на полотне с внутренней стороны. При подъеме он оказывается снизу ворот, уменьшая проем.

Заключение
Решая вопрос выбора размеров ворот для собственного гаража, необходимо заглядывать в будущее. Ведь всегда есть вероятность, что в автомобиль будет заменен. И не факт, что будет приобретена машина той же марки. Поэтому сразу стоит приобрести одну из воротных конструкций стандартного типа, которая пойдет для многих типов автомобилей.