В этой статье мы рассмотрим основной принцип работы, а также классификацию откатных ворот, что может помочь с выбором окончательного варианта.

Откатные ворота консольного типа

Главным отличием откатных ворот от остальных является уход створки в сторону, параллельно плоскости проёма, что позволяет не освобождать территорию ворот и въезда, поскольку отсутствует необходимость распахивать створки. При этом вся кинематика движения створок построена на качении роликов, при помощи которых створки и перемещаются.

Отличия разных откатных ворот, принципы классификации.

Главным моментом в классификации откатных ворот является силовой элемент, несущий основную нагрузку. Тот, на который приходится вес створки, отсюда и типы ворот, которые можно разделить на четыре основные группы.

  1. Рельсовые (монорельсовые), где вся масса створок равномерно распределена между роликами, жёстко закрепленными на нижней балке створки. При помощи этих роликов створка перемещается по направляющему рельсу, открывая, или закрывая проём. Данный тип откатных ворот почти не имеет ограничений по ширине и высоте проёма, массе створки и вариантов выбираемых материалов. Принцип равномерного распределения массы, позволяет использовать такой тип ворот в самых сложных условиях, даже при необходимости закрытия криволинейного проёма (если створка будет состоять из гибко соединённых секций, наподобие секционных подъёмных ворот).
  2. Консольные ворота, с нижним расположением роликов. Принцип работы этого типа откатных ворот – уравновешивание створки на неподвижных роликах таким образом, что створка свободно перемещаясь по ним, не касается земли в проёме, постоянно находится в стоянии устойчивого равновесия и не требует усилий при открывании и закрывании. На сегодня, для приусадебных и дачных участков наиболее востребованный вид перекрытия проёмов. В сравнении с другими типами ворот имеет меньше всего недостатков, но и больше всего ограничений – от ширины проёма до веса створки.
  3. Подвесные створки. У таких откатных ворот принцип работы немного отличается. Створка подвешена к верхней балке, по которой и перемещается створка. Стандарт – ролики, жестко закреплённые на створке, наиболее распространенные ворота. Реже встречаются варианты, когда ролики закреплены на балке, а сама створка при помощи направляющих по ним перемещается. Обычно такие схемы ворот применяются в промышленных условиях, где не требуется особый уход за верхней частью (закрытые зоны ангаров и пр.). Таким образом, подвесные виды ворот, это «шторка» перемещающаяся по верхнему карнизу. Отсюда недостатки и ограничения – высота проёма ограничена высотой верхней балки, а вес створки ограничен прочностью балки. Но такая конструкция позволяет использовать двух и даже трёх створчатые варианты, при которых створки откатывают в разные стороны, или собираются одна за другой наподобие дверей лифта, что исключено в других вариантах откатных ворот (особенно консольных).
  4. Консольные виды откатных ворот подвесного монтажа. Хотя принцип работы совпадает с подвесными воротами, такой вариант лишён ограничений по высоте, не имеет опоры на поверхность в проёме и не требует фундамента. Но использовать эти виды можно только для нешироких проёмов (не более 3,5 -4 метров), лёгкой створке и при наличии двух надёжных опорных столбов, к которым подвешивается конструкция. Внешне такие створки выглядят как обычные консольные, перевёрнутые «вверх ногами». Используют их, как правило, для дач и небольших участков с возможностью прямого въезда (ограничение ширины проёма сужает степень манёвра).

Таким образом, для откатных ворот есть два главных правила, они же основной принцип работы:

  • правильная балансировка перемещающейся створки, для исключения усилий при открытии – закрытии;
  • правильный подбор фурнитуры как движущихся частей (роликов, несущих и направляющих конструкций), так и стопорных элементов (ловители, фиксаторы, запорные элементы).

При соблюдении этих условий даже большие ворота открыть будет не сложнее, чем двери обычного шкафа-купе.

Подвесные откатные ворота

Именно правильный расчет конструкции, монтаж и настройка, позволят Вам отказаться от механических приводов и автоматизации, хотя распространено заблуждение, что для откатных ворот это обязательный элемент. На самом деле, откатить створку ворот в сторону при сильном ветре куда проще, чем открыть распашную.

Немного экзотики, или что делать, если вариантов не нашлось.

Сам принцип работы откатных панелей таков, что приводить в движение их можно вручную, механическим приводом (при помощи зубчатых реек, цепей, или иным образом). Но бывают ситуации, когда такие варианты использовать сложно. Тогда стоит вспомнить о том, что ролики можно приводить в движение самостоятельно. У таких ворот ролики являются ведомыми, вращаясь как колёса автомобиля, что позволяет перемещать очень массивные ворота.

Конечно, это гораздо более дорогое решение, но оно же является единственно верным, если створки велики, или требуется перекрыть очень высокий проём. Принцип работы у таких конструкций сродни балочному цеховому крану, грузоподъёмность которых велика. По направляющим рельсам движется каретка, с колёсами, приводимая в движение собственным двигателем, который перемещает всю конструкцию.

Также к малораспространенным типам ворот относятся конструкции бесконтактной опоры перемещаемой балки. Сегодня это ноу-хау, самое дорогое решение. Балка ворот не опирается на несущую балку (электромагниты), а движение обеспечивает маломощный двигатель. Несмотря на стоимость, данное решение самое долговечное, поскольку в отключенном состоянии износ отсутствует вовсе. Зазор между балкой и направляющей появляется только при включении, всё остальное время вся масса равномерно распределена по конструкции, в состоянии покоя.

Можно сказать, что это завтрашний день, фантастика. Но напомним, что ещё в конце 80-х, в стране в частных владениях, откатных ворот вообще практически не было, а цены на востребованный товар падают быстрее, чем кажется.

В заключение отметим, что выбранный Вами вариант может быть любым, но рекомендуем придерживаться простого правила, основанного на главном принципе кинематики ворот – сбалансированность и запас прочности движущихся деталей (роликов). Это позволит обеспечить длительную эксплуатацию без доделок, вроде колесиков, приделываемых к слишком тяжёлым створкам распашных ворот, или использованию лома для снятия откатных створок с фиксаторов.